Совесть

Совесть
– Воля Божия становится известною человеку двояким способом: во-первых, посредством его собственного внутреннего существа и, во-вторых, посредством откровения или положительных заповедей, сообщенных Богом и воплотившимся Господом Иисусом Христом и записанных пророками и апостолами. Первый способ сообщения вели Божией называется внутренним, или естественным, а второй – внешним, или сверхъестественным. Первый – психологического характера, а второй – исторического. О существовании внутреннего, или естественного, нравственного закона ясно свидетельствует ап. Павел, когда говорит: "языцы, не имуще закона, естеством законная творят. Сии, закона не имуще, сами себе суть закон: иже являют дело законное написано в сердцах своих". И на основании этого написанного в сердцах закона образовывались в среде языческих народов и составлялись писанные законы, служившие руководством для общественной жизни и воспитывавшие в каждом в отдельности человеке нравственную свободу. Сколь не несовершенны были эти нравы и эти законы, все же без них было бы хуже, так как водворились бы в среде человеческих обществ совершенный произвол и полная распущенность. Им же несть управления, свидетельствует премудрый, падают, аки листвие. О существовании в человеке естественного нравственного закона непосредственно говорит каждому совесть. Сказавши о "деле законном, написанном в самой природе язычников", апостол присоединяет: спослушествующей (т. е. свидетельствующей) им совести. Совесть имеет седалище во всех трех общеизвестных психических силах: в познании, чувствовании и воле. Самое название – "совесть" (от ведать, знать), а также обычные в разговорном языке выражения: – совесть "заговорила", совесть "признает" это или "отвергает", показывают, что в совести есть элемент познания. Ощущение, далее, в совести радости или скорби, довольства и мира или недовольства и беспокойства сродняют совесть с чувством. Наконец, мы выражаемся: совесть "удерживает" меня от этого, или совесть "заставляет" меня сделать это; след., относим совесть к воле. Таким образом, совесть есть "голос" (как обыкновенно выражаются), возникающий из своеобразного сочетания всех трех психических способностей. Он возникает из своеобразного отношения самосознания человека к самоопределению и самодеятельности его. Совесть имеет такое значение для нравственно-практической деятельности, какое логика имеет для мышления, или присущие человеку идеи такта, рифмы и т. д. – для музыки, поэзии и т. д. След., совесть есть нечто первобытное, врожденное человеку, а не производное, навязанное ему. Она всегда свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнения заповедей Божиих. Когда искуситель соблазнял в раю Еву, то сейчас же явилась на страже своей совесть, извещая о непозволительности преступления заповеди Божией: от всякого древа райского, сказала Ева искусителю, ясти будем: от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете. Потому-то еще древние говорили при взгляде на совесть: est Deus in nobis; т. е. в совести ощущается нами не только человеческая, но и вышечеловеческая, или божеская, сторона. И по словам премудрого Сираха, Бог положил око свое на сердцах людей. Отсюда объясняются несокрушимая сила и величие совести по отношению к человеческим намерениям и действиям. С совестью нельзя переговариваться, условливаться, вступать в сделки: совесть неподкупна. Нет также надобности в рассуждениях и умозаключениях, чтобы услышать решение совести; совесть говорит человеку непосредственно. Лишь только замыслил человек совершить что-либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему. Α после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучит его. Не напрасно говорят, что не человек владеет совестью, а совесть владеет человеком. Человек находится в зависимости от своей совести. Какие действия или отправления совести? По действиям или отправлениям совесть различают законодательную и; судящую (и наказующую). Первая есть масштаб, о который мы измеряем действия свои, а последняя есть результат этого измерения. Ап. Павел называет законодательную совесть свидетельствующею: "спослушествующей им (т. е. язычникам) совести". И в другом месте: "истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей (т. е. свидетельствующей) ми совести моей". Но преимущественно говорится в Свящ. Писании о совести судящей. Так, Адам после грехопадения, Каин после братоубийства, братья Иосифа после мщения невинному – испытывают терзания в душе своей. Во 2-й книге Царств говорится о разбитом сердце, т. е. об осудившей совести. В псалмах Давидовых не один раз изображается подобное состояние человека. В Новом Завете говорится о книжниках и фарисеях, приведших к Господу Спасителю грешницу, что они начали уходить один за другим, обличаемые совестью. В посланиях ап. Петра и Павла, в которых содержится наиболее мест, относящихся к совести, также говорится (как сейчас увидим) главным образом о совести судящей, т. е. награждающей или наказывающей. Какие состояния человеческой совести? Так как совесть есть не откровенный голос, а естественный, т. е. слышимый в самой природе человека, то совесть вследствие этого находится в тесной связи со всем состоянием человеческой души, в зависимости от естественного и нравственного развития ее – от образования, образа жизни и вообще истории. Эта мысль подтверждается и свящ. Писанием. История Откровения имеет задачею все яснее и совершеннее раскрывать закон, и при том в соотношении и согласии его с собственным познанием человека. Ап. Павел признает постепенное возрастание человека в нравственной мудрости и требует его, когда говорит: всяк причащайся млека, неискусен слова правды, младенец бо есть; совершенных же есть твердая пища, имущих чувствия обучена долгим учением в рассуждение добра же и зла; и еще: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная. Развитие и совершенствование совести зависят сколько от образования ума, столько и от усовершенствования воли. Строгая правдивость, в частности – любовь к истине и согласование практических действий с теоретическим познанием – вот главное основание ясности, остроты и живости совести, одним словом – совестливости. А склонность ко лжи и готовность действовать несогласно со своими убеждениями – вот главная причина помрачения, притупления и искажения совести. Α внешние вспомоществовательные средства к тому суть: наставления родителей, голос и пример лучшей части общества, и главное – Свящ. Писание, ясно и во всей чистоте раскрывающее нравственные истины и правосудно обличающее человеческие пороки. Если совесть находится в зависимости от всего в совокупности умственного и особенно нравственного состояния человека, образовавшегося под влиянием известной среды, а в умственном и особенно нравственном отношении состояние человека, как отдельного лица, так и целых народов, очень часто бывает извращенное, то по этой причине показания или голос совести слышится людьми весьма различный, даже противоречивый. Из истории известно, что люди совершают иногда самые жестокие действия, даже страшные преступления, ссылаясь на голос своей совести. Вспомним для примера об инквизиции, об обычае языческих народов умерщвлять слаборожденных детей и одряхлевших стариков и т. п. Да и между нами один нередко со спокойной совестью, а может быть, и по требованию ее, совершает то, против чего совесть другого возмущается. Наконец, в одном и том же лице совесть может говорить различно в различное время. Отсюда следует, что содержание совести не у всех одинаково, что голос ее может быть истинным или неистинным, и то и другое в различной степени. Потому-то ап. Павел в послании к коринфянам говорит о немощной или заблуждающейся совести, о совести идолов, т. е. совести, признающей идолов за действительные силы. След., не может быть принято мнение тех, которые думают, что в совести каждый человек носит "полный и организованный нравственный закон, одинакое и всегда равное содержание", и потому, в случаях заблуждения и нравственной порчи, ему следует "только присмотреться к своей совести", чтобы постигнуть заблуждение и почувствовать извращенное состояние свое, побуждающее обратиться на лучший путь. История жизни языческих народов и обращения их в христианство не подтверждает этого взгляда. Она свидетельствует как о том, что не у всех народов существует совершенно один и тот же кодекс заповедей, так и о том, что при обращении язычников в христианство дело не ограничивается только напоминанием о содержимом в их совести. Здесь нужна трудная и продолжительная работа во всем существе язычника, нужно медленное, непрерывное и настойчивое влияние на все сознание его. Оттого-то борьба миссионеров с языческими суевериями и нравами далеко не легка, – каковою она была бы, если бы критикуемая нами теория совести была верна. Но, тем не менее, эта борьба возможна и дает результаты, т. е. обращение язычников в христианство. А обращение язычников в христианство свидетельствует о том, что для всех людей открыта возможность выправлять свою совесть и руководствоваться правильными и чистыми указаниями ее. Каждый человек есть образ и подобие Божие. Истинность или ошибочность, уверенность или сомнительность, уверенность или вероятность – вот свойства совести законодательной. Совесть же судящую мы называем спокойною или беспокойною, мирною или тревожною, утешительною или мучительною. В священном Писании она называется совестью благою, чистою, непорочною или злою, порочною, оскверненною, сожженною. Пред иудейским синедрионом ап. Павел свидетельствовал, что он всею совестью благою жительствовах пред Богом даже до сего дне. Ап. Павел увещевает христиан совесть имети благу, да о нем же клевещут вас аки злодеев, постыдятся злословящие ваши благое о Христе житие. В послании к евреям ап. Павел выражает уверенность, яко добру совесть имамы, во всех добре хотящи жити. А в послании к Тимофею он заповедует священнослужителям иметь таинство веры в чистой совести. О сем аз подвизаюся, говорит о себе тот же апостол в книге Деяний Апост., непорочну совесть имети всегда пред Богом же и человека. Порочною же (πονηρά), или злою, называется совесть в послании к евреям, где апостол призывает приступить с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести. Оскверненною называется совесть в послании к Титу, в котором апостол говорит о людях, их же осквернися ум и совесть: Бога исповедуют ведети, а делы его отмещутся, мерзцы суще и непокориви, и на всякое дело благое неискусни. Сожженными же в совести апостол называет тех лжесловесников, чрез которых в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом льстивым и учением бесовским. Жжение обозначает здесь мучительное сознание вины. По силе или энергии совесть называют решительною или скрупулезною. Со скрупулезною сродна совесть мнительная. Она свойственна лицам, склонным к унынию и не доверяющим средствам очищения от грехов. Под влиянием страстей и шума мира совесть часто не дослышивается человеком и становится оглушенною. Если голос совести часто заглушается и не дослышивается, то он становится все тише; совесть, так сказать, болеет или вымирает. Этот процесс оканчивается смертию совести, т. е. состоянием бессовестности. Но говоря, впрочем, о состоянии бессовестности, мы разумеем не отсутствие в человеке карательной силы совести, а только отсутствие совестливости, т. е. попрание всех божеских и человеческих законов и прав, опустошение всякого нравственного чувства. Конечно, буря страстей и шум мира сего могут заглушить и карательный или судящий голос совести. Но и в этом случае судящая совесть сказывается в человеке. Она сказывается тогда в тайном унынии, меланхолии, тоске, в состоянии безнадежности. А когда затихают голоса мира сего и проносится шум страстей (это случается и в течение всей жизни, но в особенности пред смертию), тогда злая или наказуемая совесть сказывается со всею ясностию. Тогда она производит в человеке, с одной стороны, беспокойство и боязливость, а с другой – мучительное ожидание будущего воздаяния. Каин, Саул, Иуда, Орест могут послужить образцами. Так-то совесть есть или ангел-утешитель, или диавол-мучитель. В рассуждении нашем о совести мы исчерпали все места Свящ. Писания, относящиеся к человеческой совести. Осталось неуказанным только одно место, находящееся в послании ап. Павла к коринфянам; оно читается так: совесть глаголю не свою, но другого: вскую бо свобода моя судится от иные совести. В этих словах совесть представляется индивидуальною инстанцией: это значит, что каждый человек имеет совесть только для себя. А отсюда следует, что я должен остерегаться возвышать свою совесть на степень закона для других и таким образом причинять ущерб свободе совести. Я должен с вниманием и пощадою относиться как к своей собственной совести, так и к совести других людей.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Совесть" в других словарях:

  • СОВЕСТЬ — тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. Совесть это дворняжка, которая свободно дает вам пройти, но непременно облает. Совесть это память общества, усвоенная… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • СОВЕСТЬ — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. С культурно исторической т.зр. идея и понятие С. складываются в процессе осмысления… …   Философская энциклопедия

  • СОВЕСТЬ — жен. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к …   Толковый словарь Даля

  • СОВЕСТЬ — СОВЕСТЬ, совести, мн. нет, жен. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. «Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто… едина разве совесть.»… …   Толковый словарь Ушакова

  • совесть — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОВЕСТЬ — СОВЕСТЬ, и, жен. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого н. Со спокойной совестью делать что н. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести.… …   Толковый словарь Ожегова

  • совесть — См. стыд без зазрения совести, вступать в компромисс с совестью, лежать на совести, по совести, поступать против совести, по чистой совести, угрызения совести... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.:… …   Словарь синонимов

  • СОВЕСТЬ — СОВЕСТЬ, понятие морального сознания; внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль,… …   Современная энциклопедия

  • СОВЕСТЬ — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно… …   Большой Энциклопедический словарь

  • совесть — беспокойная (Андреев); гостеприимная (Станюкович); змеиная (Пушкин); «Когтистый зверь...» (Пушкин); мутная (Амфитеатров); незапятнанная (Андреев); подмоченная (Г.Успенский); растленная (Хомяков); растяжимая (Боборыкин); робкая (Крылов); спокойная …   Словарь эпитетов

  • Совесть — СОВЕСТЬ, понятие морального сознания; внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»